Конструкция масляного насоса двигателя ЗМЗ-402 представляет собой шестеренчатый тип насоса, который размещается внутри масляного картера.
Для надежной фиксации насоса к блоку цилиндров используются шпильки, прикрепленные к наклонным площадкам на третьей и четвертой перегородках.
Особую точность установки насоса обеспечивают штифты-втулки, которые запрессованы в блок цилиндров.
Эта конструкция обеспечивает надежную и эффективную работу масляного насоса, что важно для обеспечения смазки двигателя и его долговечности.
Сетка завальцована на приемной части патрубка.
Крышка 2 насоса изготовлена из серого чугуна и крепится к насосу четырьмя болтами. Под крышку поставлена картонная прокладка толщиной 0,3 мм.
На верхнем конце валика сделано шестигранное отверстие, в которое входит вал привода масляного насоса.
Ведомая шестерня 6 свободно вращается на оси, запрессованной в корпус насоса.
Для обеспечения надлежащего давления масла в системе на любом режиме работы двигателя используется масляный насос, который крепится к патрубку четырьмя болтами вместе с крышкой через паронитовую прокладку.
Производительность масляного насоса превышает требования для работы двигателя, что гарантирует его эффективную работу.
Излишнее масло из нагнетательной полости насоса возвращается обратно во всасывающую полость через редукционный клапан, обеспечивая баланс в системе.
При увеличении расхода масла через зазоры в подшипниках, система поддерживает необходимое давление, направляя часть масла обратно в приемную полость насоса через редукционный клапан.
В корпусе масляного насоса расположен редукционный клапан плунжерного типа. Этот клапан состоит из плунжера, пружины, шайбы и шплинта.
Конструкция масляного насоса двигателя ЗМЗ-402 представлена на изображении ниже. Редукционный клапан играет важную роль в работе насоса, обеспечивая регулировку давления масла.

Регулировочный механизм редукционного клапана обеспечивает оптимальное давление масла в системе. Шплинт и шайба играют важную роль в надежном функционировании клапана, обеспечивая его правильную работу.
Для корректного функционирования насоса действует ряд важных механизмов, которые обеспечивают его работу в соответствии с заданными параметрами.
Одним из ключевых элементов является давление масла, которое оказывает влияние на перемещение плунжера.
Плунжер, преодолевая усилие пружины, движется под воздействием этого давления.
При достижении определенного уровня давления, плунжер открывает отверстие сливного канала, позволяя лишнему маслу попасть в приемную полость насоса.
Редукционный клапан, который играет важную роль в регулировании давления, имеет свои характеристики и особенности в устройстве.
Пружина редукционного клапана устанавливается на плоскую шайбу и крепится шплинтом, обеспечивая надежную работу механизма.
Важно отметить, что редукционный клапан не требует регулировки, так как необходимые характеристики давления обеспечиваются геометрическими параметрами корпуса насоса и особенностями пружины.
Для сжатия пружины до определенной длины требуется определенное усилие, которое описывается в пределах 43,5—48,5 Н (4,35—4,85 кгс).

При эксплуатации важно соблюдать правило о недопустимости изменения усилия пружины редукционного клапана. Это момент, который требует особого внимания и точности.
Привод масляного насоса и датчика-распределителя зажигания представляет собой сложную систему, включающую следующие элементы:
- Датчик распределитель зажигания
- Втулка
- Штифты
- Корпус
- Валик
Важно помнить о том, что каждая деталь в приводе масляного насоса играет свою важную роль в работе двигателя. Необходимо следить за состоянием и правильной установкой каждого компонента для обеспечения бесперебойной работы системы.
Важной частью механизма является передача движения от распределительного вала косозубыми шестернями.
Начнем с того, что ведущая шестерня выполнена из стали и вливается в чугунное тело распределительного вала.
Следующим элементом является ведомая шестерня, которая изготовлена из стали и термоупрочнена, а также закреплена штифтом на валике.
Интересно, что верхний конец валика оснащен втулкой с прорезью для привода датчика-распределителя зажигания, отстоящей на 1,15 мм от оси валика.
Эта втулка на валике фиксируется штифтом, обеспечивая надежную работу механизма.
Заключительным элементом передачи движения является шестигранный валик, который шарнирно соединен с нижним концом валика и входит в отверстие валика масляного насоса.
Важным элементом работы привода является вращение шестерни 8, которая прижимается к торцу чугунного корпуса через упорные шайбы 6 и 7.
Для обеспечения надлежащего функционирования этого узла необходимо регулярно смазывать его маслом. Смазка производится шестернями привода, которые разбрызгивают масло, а затем оно стекает по стенке блока.
Масло, стекающее по стенкам, собирается в ловушке на нижнем торце корпуса привода и затем через отверстие поступает на поверхность валика.
В корпусе привода нарезана спиральная канавка в отверстии для валика, по которой масло при вращении валика поднимается вверх и равномерно распределяется по всей его длине.
Ремонт и замена масляного насоса ЗМЗ-402
При несоответствии давления масла норме и в случае капитального ремонта двигателя необходимо снять маслонасос.
Обратное отведение лишнего масла из верхней полости корпуса привода в картер осуществляется через сливное отверстие в корпусе.
Для правильной установки датчика-распределителя зажигания на двигателе необходимо установить привод в блоке таким образом, чтобы в момент нахождения поршня первого цилиндра в ВМТ (такт сжатия) прорезь на втулке привода была параллельна оси двигателя и находилась на максимальном удалении от нее.
Для снятия маслонасоса необходимо выполнить несколько шагов, представленных в статье о разборке двигателя ЗМЗ-402.
Последовательность действий начинается с снятия поддона картера.
Затем следует открутить две гайки головки размером 13, которые крепят масляный насос.
После этого можно приступить к самому процессу снятия маслонасоса.
На изображении представлена конструкция масляного насоса двигателя ЗМЗ-402, что поможет вам лучше понять устройство этой детали и правильно выполнить процедуру снятия.

При обнаружении недостаточного давления масла в двигателе ЗМЗ-402, первым делом следует проверить состояние сетки заборника маслонасоса.
Очень часто причиной низкого давления масла является сильная засоренность сетки маслоприемника.
Для очистки маслонасоса в сборе можно погрузить его в емкость с бензином, после чего, вращая ведущую шестерню, осуществить процесс промывки насоса.
Помимо этого, важно также проверить состояние других элементов масляной системы, таких как фильтр масляный и датчик давления масла.
Необходимо убедиться, что все детали насоса находятся в исправном состоянии и не требуют замены или ремонта.
Разборка масляного насоса
Для начала разборки масляного насоса необходимо открутить ключом на 12 четыре винта крепления маслоприемника.
После снятия маслоприемника можно приступить к осмотру и очистке его внутренних компонентов.

Далее следует аккуратно извлечь шестерню масляного насоса, проверить ее на наличие износа или повреждений.
После проведения осмотра и очистки всех деталей можно приступить к сборке масляного насоса в обратном порядке.
Для понимания работы масляного насоса двигателя ЗМЗ-402 необходимо рассмотреть его конструкцию и этапы демонтажа.
Начнем с процесса снятия маслоприемника масляного насоса.
Затем обратим внимание на детальное изображение конструкции масляного насоса двигателя ЗМЗ-402.

При демонтаже масляного насоса двигателя ЗМЗ-402, первым шагом является снятие крышки двигателя. Этот процесс позволяет получить доступ к самому насосу и его компонентам.
Далее следует аккуратно извлечь ведущую шестерню масляного насоса. Это важный этап, требующий осторожности и точности, чтобы избежать повреждения деталей.
После удаления ведущей шестерни необходимо осмотреть состояние и работу других элементов масляного насоса. Важно проверить их на предмет износа или повреждений, чтобы убедиться в необходимости замены или ремонта.

Рассмотрим более детально конструкцию масляного насоса двигателя ЗМЗ-402. На изображении видно, как вынимается ведомая шестерня из насоса. Этот элемент играет важную роль в работе двигателя, обеспечивая подачу масла по всей системе.
При демонтаже масляного насоса необходимо следить за сохранностью всех деталей. Особенное внимание уделяется состоянию шестерен и их правильной установке после монтажа.
Изображения позволяют нам рассмотреть каждую деталь конструкции насоса внимательно. Это помогает понять принцип работы устройства и его важность для нормального функционирования двигателя.
Проверка и обслуживание масляного насоса
Первым шагом при обслуживании масляного насоса является расшплинтовывание крепления редукционного клапана и извлечение его деталей.
После этого следует осмотр корпуса насоса. Если он имеет сильный износ, то необходимо произвести замену насоса.
Особое внимание стоит уделить шестерням в корпусе насоса – они должны вращаться абсолютно свободно.
Также необходимо убедиться, что плунжер редукционного клапана перемещается в корпусе без каких-либо препятствий.
После этого рекомендуется провести осмотр пружины редукционного клапана. Если на перегородке (крышке для мод. 402) имеется выработка от шестерен, ее необходимо прошлифовать, чтобы предотвратить дальнейший износ.
При обнаружении трещин или поломок на пружине, необходимо произвести ее замену.
Изготовители завода подбирают длину и жесткость пружины таким образом, чтобы работа редукционного клапана была наилучшей. Поэтому изменять параметры пружины не рекомендуется.
Для двигателя ЗМЗ-402 требуется усилие от 43,5 до 48,5 Н (4,35–4,85 кгс) для сжатия пружины до длины 40 мм.
Если пружина не соответствует указанным требованиям, необходимо произвести ее замену.


Информация о зазоре между элементами масляного насоса поможет обеспечить его правильную работу и долгий срок службы.
При измерении плоским щупом зазор между наружным диаметром шестерен и корпусом должен быть в пределах от 0,120 до 0,215 мм. Это важно для обеспечения правильной работы механизма.
Необходимо также учитывать, что зазор между зубьями шестерен не должен превышать 0,15 мм. Этот параметр влияет на эффективность передачи движения и износостойкость деталей.

Процесс сборки насоса
При сборке насоса двигателя мод. 402, важно помнить, что под крышку насоса необходимо установить картонную прокладку толщиной 0,3 мм.
Для правильной работы насоса, необходимо соблюдать соответствие величин и заменять детали при необходимости.
Если обнаружены расхождения в величинах, следует либо заменить детали насоса, либо полностью заменить насос.
Сборку масляного насоса рекомендуется проводить в обратной последовательности, предварительно смазав трущиеся детали моторным маслом.
Не допускается установка прокладки другой толщины под крышку насоса или использование герметика и краски при установке, так как это может снизить производительность насоса.
Для успешной установки насоса следует следовать обратной последовательности действий.
Перед затягиванием гаек крепления маслонасоса, необходимо проверить, чтобы момент составлял 18-25 Нм (1,8-2,5 кгс.м).
Установка насоса — это важный этап в обслуживании механизма, который требует точности и внимательности.
При затягивании гаек следует использовать динамометрический ключ для точного контроля момента.